Мультфильмы для современных дошкольников

Еще несколько лет назад главными занятиями детей дошкольного возраста были игры, рисование, лепка и слушание сказок. Конечно, иногда дети смотрели мультфильмы, по вечерам обязательные «Спокойной ночи, малыши», и по выходным «В гостях у сказки». Но среднее время просмотра составляло в среднем 3-5 часов в неделю, т.е. 5% свободного времени или те самые 30 минут в день, которые официально разрешены дошкольникам Всемирной Организацией Здравоохранения. Мультфильм или детский фильм был для ребенка долгожданной радостью, иногда даже значимым событием.

Сегодня ситуация резко изменилась. Одним из самых востребованных занятий является просмотр телевизора. По данным социологов, время, проведенное около телевизора или компьютера, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребенка, и в основном оно посвящено просмотру современных мультфильмов [1]. По данным ЮНЕСКО современные дошкольники 3-6 лет заняты просмотром телевизора и в частности мультфильмов в среднем 3-4 часа в день, около 25 часов в неделю. Это на порядок превосходит время их общения со сверстниками и взрослыми [2] .

Каковы причины этих изменений и что делает телевизор столь привлекательным для ребёнка? Для начала нужно отметить несколько серьезных изменений социально-педагогического характера.

Примат умственного развития и образовательных деятельностей вытесняет «несерьезную» игровую деятельность из жизни дошкольников. Увеличение учебных нагрузок в дошкольном возрасте влечет за собой потребность в пассивном отдыхе у экрана.

Огромный рост популярности видеопросмотров на домашних ДВД проигрывателях, а также просмотров в режиме он-лайн объясняется простотой и доступностью этого занятия для подавляющего числа семей. Прилавки магазинов и киосков заполнены многочисленными сборниками мультфильмов всех видов и жанров, достаточно их и в интернет-сети. Родители, в свою очередь, получили долгожданную и регулируемую пультом домашнюю «свободу» от ребенка.

Еще одна реалия современности - посещение дошкольниками кинотеатров, оборудованных современными звуковыми и зрительными спецэффектами, с целью просмотра полнометражных мультфильмов и фильмов, длительностью около 1,5 часа. По нашим опросам, дети начинают посещать подобные мероприятия с 2 лет, около 50% детей 3-6 лет делают это в среднем раз в два месяца.

Таким образом, ребёнок-дошкольник большую часть своего свободного времени проводит у экрана. Как ни странно, настоящим спасением от обилия экранного времени является обычный детский сад, где пока еще нет телевизоров и специально отведенного времени на просмотр. Сознательность и разумная домашняя политика родителей в ограничении экранного времени, является очень эффективным способом, но, увы, более редким вариантом спасения от экрана.

О вреде ТВ и экранного времяпрепровождения уже сказано и написано немало. Но наряду с увеличением ТВ-времени кардинально изменилось и содержание того, что смотрят дети дошкольного возраста.?Что же несут в себе сегодня популярные западные мультфильмы, в основном американские и японские? Что смотрят наши дети, и каким героям хотят подражать?

Современные кинопродукты в первую очередь должны отвечать главному экономическому критерию – успех проката и прибыль. Это первый ответ на вопрос - почему большинство мультфильмов сегодня полнометражные или многосерийные. Здесь же и ответ на вопрос - почему так увеличилось среднее время просмотра и время, проведенное ребенком у экрана. Только полный метр обеспечивает финансовую окупаемость мультфильма.

Остановимся подробнее на специфике видеоряда современных мультфильмов. Сегодняшняя индустрия фильмов для детей характеризуется следующими особенностями.

1. «Картинка» должна быть яркой, красивой, поражающей. Общий видеоряд мультфильма призван поразить восприятие и воображение зрителя. Над этим трудится целая отрасль специалистов. Часто красивая «картинка» буквально спасает мультфильм от примитивности сюжета и персонажей. В любом случае она оказывает интенсивное воздействие на все органы чувств ребенка, особенно если действие происходит на большом экране.

2. «Картинка» должна быть динамичной. Действия и события в мультфильме разворачиваются с огромной скоростью, что в принципе отражает реалии современности - принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают. Кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия. Применяется масса спецэффектов и технических приемов

Особенности аудиоряда.

1. События на экране излишне перегружены речевым сопровождением. Герои постоянно произносят длинные монологи, комментируют малейшее событие или поворот сюжета, свои мысли и обсуждают поступки других. Речь героя, персонажа всегда отражает богатство внутреннего мира человека. Речь современных супергероев и их окружения в целом примитивна, проста и полна жаргонизмов. Следует отметить, что содержание произносимого зачастую непонятно детям, не воспринимается и не усваивается, т.к. дошкольники в большей степени воспринимают движение, образы и эмоциональные компоненты, нежели обильный вербальный контекст.

2.Озвучивание зарубежных мультфильмов зачастую отличается излишне манерными и гротескными интонациями и голосами, особенно это касается женских ролей. В целом, обилие речи и качество озвучивания оказывает утомляющий эффект на слуховую систему.

3.Музыкальное сопровождение мультфильма редко когда бывает запоминающимся. В хорошем мультфильме музыка призвана отразить общее эмоциональное настроение, значение или ритм событий. Однако в современных зарубежных мультфильмах она не является самоценным, достойным воспроизведения событием.

Характеристики современных мультфильмов

1. Сюжет легкий и развлекательный. У людей множество ежедневных проблем, в кинотеатр и к телевизору они идут отдыхать. Поэтому предлагаемый сюжет обычно легкий, развлекательного характера, с элементами юмора и счастливым концом.

Как правило, спустя некоторое время после просмотра сам сюжет вспоминается с трудом. Такой фильм не затрагивает глубокие чувства, не дает пищу для осмысления, размышления, переживания.

Ситуацию не спасает, а только усугубляет многосерийность. Возникают феномены экранной зависимости, аддикции, которая, кстати, в отличие от многих других аддикций, социально приемлема, а ее опасность явно недооценена.

2. Герои современных мультфильмов обладают какими-то особыми сверхвозможностями, в разных вариациях имеют приставку «супер». Это, пожалуй, их главная характеристика. Они должны быть лучше: лучше других, лучше самых лучших и т.д. Эта тенденция порождает несколько феноменов: постоянной потребности в сравнении с другими, поиска возможностей превзойти других, феномен чувства превосходства или собственной неполноценности.

3. Характер современных героев достаточно примитивен. По меткому выражению одного из режиссеров, “Кино-то сегодня объемное, а вот характеры плоские». Герои действуют достаточно стереотипно, их поступки предсказуемы, чувства и отношения поверхностны.

4. Множество современных мультфильмов имеют четко выраженную гендерную адресацию: мультфильмы для девочек и мультфильмы для мальчиков. В дошкольном возрасте такое разделение не имеет развивающего значения, и лишь становится препятствием для общения и совместных игр мальчиков и девочек.

5. Возрастная адресация современных мультфильмов также вызывает множество вопросов и сомнений. Само слово «мультфильм» предполагает зрителя дошкольного и младшего школьного возраста. Большинство зарубежных мультфильмов сегодня адресовано более старшей возрастной аудитории, однако смотрят их преимущественно малыши, начиная с 2-3 лет.

Таковы в общих чертах особенности современных мультфильмов, которые в большом количестве смотрят наши дети. Основной вопрос, который в связи с этим возникает - как влияют современные мультфильмы на развитие ребенка? чему они учат? какие мультфильмы лучше смотреть детям?

В первую очередь, стоит поговорить об эмоциональном состоянии ребенка. Результаты наблюдений и опросов родителей показали, что после просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как симптомами усталости – снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и симптомами перевозбуждения – сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.

Теперь давайте посмотрим, что остается у ребенка после просмотра.

В Центре изучения игры и игрушки (МГППУ, Москва) было проведено исследование особенностей игры детей по мотивам просмотра современных мультфильмов. В исследовании приняли участие около 80 детей 5-7 лет.

На предложение «поиграть в мультфильм или героя» дошкольники часто оказываются растерянными, так как не могут воспроизвести ни сюжетной линии, ни перевоплотиться в понравившегося героя. В игре отражаются лишь внешние характеристики - движения, перемещения, типичные возгласы. Например, на предложение поиграть в Смешариков, дети в течение получаса подкидывали в воздух плюшевые фигурки главных героев, перекидывались друг с другом, прыгали с ними по полу и даже играли ими в футбол. Игра в песика Вольта содержала много высказываний «Я всесильный, я всех спасаю», также много достаточно хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопания крылышками и перемещения кукол в пространстве, переодевания одежды. Такие факты наводят на мысль о том, что ребенок не видит или не может понять то, что пытались заложить авторы в основу кинопродукта.

Наблюдения показывают, что дети удовольствием соглашаются поиграть в персонажей мультфильмов, но современным героям сложно полноценно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы - «О чем этот мультфильм? Главный герой - он какой?». Нередко дети даже затрудняются определить пол героя ( «я не знаю, кто это, может мальчик, а может девочка») или его принадлежность к какой-либо группе (людей, животных, сказочных персонажей). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре сюжет, который может в принципе остаться не понятым, с его завязкой, кульминацией и развязкой, несмотря на то, что дошкольники смотрят один и тот же мультфильм несколько раз, а любимые 15-20 раз подряд. В наших наблюдениях мы видели, что в игре есть короткая стадия, когда ребенок по нескольку раз повторяет рисунок движений героев, их мимику и жесты, иногда добавляя фирменные словечки или фразы. Это единственное, что реально осталось после просмотра. Смысла происходящих событий (если он вообще там есть), дошкольники не усваивают.

Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что получая в подарок игрушку-героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает - как в него играть? Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или модной куклой, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям, некоторое время крутит в руках и теряет к ней интерес. В лучшем случае, умеющий хорошо играть ребенок, просто даст возможность модной игрушке жить полноценной человеческой жизнью – общаться, питаться, гулять, играть и спать.

***

Итак, опросы, беседы и наблюдения за детьми дошкольного возраста показали, что просмотр мультфильмов остается некоторой «вещью в себе», просмотром ради просмотра. Увиденное и услышанное не становится материалом для переживания, прочувствования, осмысления и, в конце концов, интериоризации - присвоения культурного опыта.

Подводя итоги, можно утверждать, что этот вид деятельности дошкольника не несет в себе особого содержательного наполнения и развивающего значения. Специалистов в области детства беспокоит, что данное занятие имеет столь широкое распространение, которые стимулируется рынком и поощряется родителями. Психологи озабочены в частности тем, что на просмотр мультфильмов тратится столь ценное время, отведенное на истинно нужную и важную деятельность, ведущую в дошкольном возрасте – игру.

Главная Детская психология Мультфильмы для современных дошкольников
Разработка Александра Флегентова
Записаться на занятие

Заказать
обратный звонок

Оставьте свои данные и мы проконсультируем Вас по всем вопросам

Отправить заявку
Загрузка...

Бесплатный
пробный урок

Оформите заявку на бесплатный пробный урок

Отправить заявку
Загрузка...
Яндекс.Метрика